• Нужно ли изучать историю Православной Церкви?

    Ученые ВГУ разработали магистерскую программу «История православной церкви», которая с этого учебного года должна преподаваться на историческом факультете

    Религия традиционно играет огромную роль в истории человечества. Науке неизвестны общества и культуры, которые при своем возникновении не строились бы на определенном религиозном фундаменте. Любое государство возникало параллельно с храмом. Процессы секуляризации, т.е. обмирщения и избавления от религиозных мотиваций, – явление, по историческим меркам, совсем новое и далеко не бесспорное. Даже после нескольких десятилетий террора и политики воинствующего атеизма, призванных свести на нет значение в нашей жизни религии и церкви, последние сохранили свою значимость для миллионов людей и продолжают играть роль своего рода культурной и нравственной матрицы, оказывающей воздействие на многие сферы современного общества.

    Вокруг проблем, связанных с религиозных фактором, возникают общественные дискуссии и острые конфликты. Достаточно вспомнить шум вокруг скандальной выходки «Pussy Riot» или практики преподавания «Основания основ православной культуры» в средней школе.

    Многие внутрироссийские и мировые конфликты имеют религиозную подоплеку или окраску: например, события на Кавказе или назревающая война между США и Ираном. Стало общим местом говорить о грядущем «конфликте цивилизаций», в котором огромную роль играет религиозная составляющая этих самых цивилизаций.

    При этом значительная часть общества, политической и культурной элиты демонстрируют поразительное незнание того, чем на самом деле являются религия, христианство и церковь. Приведем, в качестве примера, самое безобидное заявление из последних: «традиции скоморошества в церкви были разрешены издревле» (?!). Произнесено было сие, между прочим, на ответственном судебном заседании).

    Неизбежным спутником подобного невежества является агрессия, проявляющаяся себя пока в основном на Интернет-форумах, где ведутся настоящие информационные войны между «троллями» воинствующего атеизма и «политического православия» (как правило, имеющего к реальному Православию весьма косвенное отношение). Очевидно, что, к сожалению, школьные и университетские программы дают явно недостаточные знания по этой проблематике.

    В этой ситуации для выработки взвешенных решений и трезвых оценок немаловажное значение приобретают объективные научные знания о религиозном измерении бытия, об истории христианства и, в особенности, Православной церкви, транслируемые через систему образования. Ученые Воронежского государственного университета, историки, философы, филологи разработали магистерскую программу «История православной церкви», которая с этого учебного года должна преподаваться на историческом факультете.

    Программа предполагает углубленное изучение ключевых проблем истории Православия в контексте истории мирового христианства. По окончании обучения возможна стажировка в ведущих вузах России и Запада, которые специализируются на изучении церковной истории.

    Наряду с обязательными для любого историка дисциплинами, такими как «Актуальные проблемы современного исторического знания», «История и философия науки», «Историография российской истории», языковым блоком (английский и немецкий языки), магистранты прослушают такие курсы как «Введение в библеистику», «Происхождение ранней истории христианства», «Основные этапы развития православного богословия», «Русская религиозная философия» и т.д. Это предметы общего характера, без которых невозможно понять специфику программы.

    Ядро программы – история различных периодов Русской православной церкви, начиная с Х века и по настоящее время. Кроме того, рассматриваются история церкви в Византии (откуда на Русь пришло христианство), западной церкви в Средние века, история монастырей и монашества на Востоке и Западе, история западноевропейских христианских конфессий в новое и новейшее время, поместных православных церквей, а также русской православной диаспоры, история церковного искусства, духовного образования и т.д.

    Особое место в программе занимает история Воронежской и Борисоглебской епархии.

    Магистранты будут обязаны принимать участие в работе ежегодных церковно-исторических Митрофановских чтений, а также в поиске и обработке материалов для Воронежской церковной энциклопедии.

    Предполагается большой объем самостоятельной работы магистрантов, без которой невозможно подготовить магистерский диплом, по объему и критериям качества приближающийся к кандидатской диссертации. В ходе практических занятий магистранты, наряду с традиционным обучением анализу исторических источников, будут осваивать основы экспертизы религиозных артефактов. Соответствующие семинары будет вести руководитель университетского «Центра изучения реликвий и артефактов», докторант Фрибургского университета (Швейцария) Михаил Артеев.

    Магистры получат диплом историка, т.е. получат право на все виды деятельности, которые доступны для людей с высшим историческим образованием. Они смогут выступать как специалисты в области церковно-исторической науки, работать в муниципальных образовательных учреждениях всех уровней, в СМИ, в органах управления в качестве консультантов по религиозным вопросам.

    Представляется, что подобного рода академическая практика послужит ответом на общественный запрос на точные знания о религиозной истории прошлой и современной России и, соответственно, в какой-то мере поможет снять те противоречия и конфликты, которые порождены тотальным невежеством в этой «тонкой» сфере. По формуле основоположника современной науки Фрэнсиса Бэкона: «Знание – сила».

    Аркадий Минаков,

    доктор исторических наук, доцент,
    директор Зональной научной библиотеки ВГУ
    Ответить Подписаться