• Старейшему вузу Центрального Черноземья - 100 лет!

    В старейшем вузе Центрального Черноземья, посвящая юношей и девушек в первокурсники, рекомендуют им активно изучать иностранные языки и оформить загранпаспорт

    В вузах Воронежской области, как и всей России, – горячая приёмная кампания. Активно проходит она и в Воронежском государственном аграрном университете. Причём на 17 июля сюда было подано на 812 заявлений больше, чем по состоянию на 25 июля 2011 года. Что это – наметившаяся положительная динамика в демографической ситуации? Уважение к деяниям императора Петра I, чьё имя носит теперь аграрный университет? Или растущее желание нашей молодёжи получить не только достойное образование, но и иметь в будущем достойную работу и чёткие перспективы служебного роста?

    Об этом и многом другом рассказал проректор по учебной работе Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I, кандидат экономических наук доцент Николаем БУХТОЯРОВЫМ.

    - Стороннему наблюдателю кажется, что сейчас в вузах – тишина и покой. Но в вузе, как на непрерывном производстве - учебная, научная и иные виды деятельности не прекращаются ни на один день. Только что состоялся выпуск специалистов, бакалавров и магистров дневной формы обучения. Студенты младших вузов проходят учебные практики, старших – находятся на производственных практиках в условиях производства.

    Не останавливается жизнь в научных лабораториях и на фермах, опытных стационарах и делянках. На прошлой неделе состоялся комиссионный приём результатов опытов наших молодых учёных и аспирантов. И вы знаете, результаты порадовали. Полным ходом идёт подготовка к новому учебному году. Ну и, наконец, вы, наверное, обратили внимание на то, какое оживление царит около кабинетов приёмной комиссии? И это тоже один из важнейших этапов учебной деятельности.

    Сам учебный процесс выстроен таким образом, что студенту «расслабляться» некогда, разве что на время каникул. А вся инфраструктура вуза – учебная, научная, производственная, хозяйственная - представляет сложный механизм непрерывного действия.

    Почти все те молодые люди, которые стали нашими студентами в прошлом году, обучаются по программам бакалавриата, а стать магистрами смогут в лучшем случае только через пять лет, т.е. в 2017 году. Но наш вуз готовит бакалавров с 1996 года, а первый выпуск магистров состоялся в 2000 году.

    В 2007 году на базе нашего университета проводилось выездное заседание учебно-методического объединения по агроинженерным специальностям. Так что на сегодняшний день наши образовательные программы бакалавриата и магистратуры аккредитованы практически по всем укрупнённым группам специальностей.

    В текущем учебном году мы выпустили почти 900 молодых специалистов только по дневной форме обучения. Но выпуск этого года был не совсем обычным – мы подготовили и выпустили из стен агроуниверситета сразу семьдесят магистров! Выпускники магистратуры пяти факультетов – агроинженерного; агрономии, агрохимии и экологии; ветеринарной медицины и технологии животноводства; экономики и менеджмента; землеустройства и кадастров к торжественному вручению дипломов облачились в мантии магистров. Незабываемое зрелище – красивое, торжественное и очень волнующее.

    Мы постарались, чтобы это стало событием и для вуза, и для выпускников-магистров. Специально для этого случая разработали праздничный сценарий, и думаем, что праздник удался.

    Чтобы подобные праздники стали ежегодными, уже в этом году приняли для обучения по магистерским программам только на бюджетной основе 120 человек. Кроме названных факультетов, в следующем году будем выпускать магистров и на факультете бухгалтерского учёта и финансов.

    Отчасти я уже ответил и на вторую часть вашего вопроса. Тревог и волнений было бы гораздо больше, если бы в вузе не был накоплен определённый положительный опыт подготовки бакалавров и магистров. Кроме этого, переход на уровневую систему подготовки выпускников был всеобщим, плановым и неизбежным. Образовательный стандарт для нас – закон. Но основная гарантия от различного рода неприятностей на этом пути – высочайший уровень квалификации нашего профессорско-преподавательского состава, его мобильность и готовность к переменам.

    Куда пойти учиться? Реклама, советы старших товарищей, сиюминутное желание, дань моде, уже сданный легкомысленно выбранный ЕГЭ - эти и другие факторы иногда являются определяющими для студентов классических вузов. Для наших абитуриентов это имеет значение как факторы третьего или даже четвёртого плана.

    Не хочу никого обижать, но известно, что в вузе иногда учатся «за компанию», получая специальность «широкого профиля» в одной группе со школьным другом. По такому принципу или ещё более «случайно» нельзя стать, например, студентом факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства, там учатся те, кто хочет стать именно ветеринарным врачом, специалистом в области ветеринарно-санитарной экспертизы, зооинженером, любовь к животным у них в крови. Нельзя стать агрономом, если ты не имеешь понятия о земле и не любишь землю, если тебя не волнует вид хлебного поля или цветущего сада, весеннего луга или чёрной, как смола, пашни.

    Более 70 процентов наших выпускников, обучавшихся на бюджетной основе, трудоустраиваются по специальности, а это значит, что большинство из них возвращается к своим истокам. Какова вероятность того, что калачеевский парнишка, окончивший московский вуз, вернётся в своё село? А если бы он окончил наш университет, то путь его был бы более определёнен.

    Знаете вы или нет, но подавляющее число наших преподавателей, особенно специальных кафедр, тоже - выпускники нашего университета (ранее сельхозинститута) и также являются выходцами из села. Когда студент отпрашивается в деканате домой, потому что подошла «очередь пасти коров», мы знаем, что это такое и прекрасно понимаем, что эту «очередь» нельзя пропустить, игнорировать, её непросто перенести и про неё нельзя забыть. Мы знаем жизнь села и наших студентов.

    Наших преподавателей не надо мотивировать на поистине отцовское и материнское отношение к студентам. Бывают исключения из любого правила, но я говорю об общей атмосфере в вузе. Деканат, кафедра, кабинеты ректора и проректоров – сюда студенты идут со своими проблемами, поделиться радостью, в конце концов занять денег до стипендии… Они знают: их всегда здесь поймут и поддержат.

    Не случайно наш вуз остаётся, пожалуй, одним из немногих, где сохранился и поддерживается на должном уровне институт кураторства и наставничества. Каждый, без преувеличения, куратор или наставник знает положение дел своих подопечных в учёбе, знает их жилищно-бытовые условия, материальное положение, увлечения и интересы, то есть живёт интересами курируемой группы.

    Нами создана целая сеть базовых школ практически во всех районах Воронежской и Липецкой областей, которые работают на весь район и самым активным образом участвуют в реализации районных и областных заказов на подготовку специалистов АПК. Всего базовых школ 41, и это лучшие школы по представлению районных отделов народного образования. Выпускники базовых школ имеют определённый приоритет перед своими сверстниками при поступлении в агроуниверситет.

    Отбор наших абитуриентов включает в себя профориентационную работу, формирование элементов мотивации выбора специальностей и направлений подготовки и консультирование по выбору профильного ЕГЭ, проведение дополнительных занятий по дисциплинам Единого государственного экзамена. Наконец, что немаловажно, стало нормой выделение для выпускников базовых школ большинства бюджетных мест на всех без исключения факультетах, в том числе для целевой подготовки. Такая работа ведётся при непосредственном участии департамента аграрной политики Воронежской области, Главного управления сельского хозяйства Липецкой области, с которыми мы заключили генеральные соглашения о сотрудничестве.

    Кстати, большинство выпускников ВГАУ, поступивших к нам из базовых школ, возвращаются в родные места. Возвращаются уже подготовленными специалистами.

    Не отказываемся мы и от других форм и методов профориентационной работы, но придаем ей характер не рекламной направленности, а скорее информационной. Устоявшийся стереотип «сельскохозяйственная специальность» абсолютно не соответствует уровню преподавания дисциплин, состоянию материальной базы, перспективам трудоустройства.

    Непосредственно работа приёмной комиссии строится на принципах прозрачности и открытости её деятельности, максимального учёта запросов абитуриентов. На нашем официальном сайте в каждодневном режиме можно отслеживать ситуацию с набором на каждом факультете, по каждой специальности, направлению подготовки, узнать текущий рейтинг каждого абитуриента. Вся эта информация находится в свободном доступе. По «горячей линии» можно получить консультацию, задать вопрос членам и председателю комиссии, деканам, проректорам.
    На 11 июля 2012 года было подано заявлений абитуриентов на дневное отделение больше, чем их было подано за всю приёмную кампанию 2011 года.
    На сегодня показатель прошлого года превышен уже на 812 заявлений, а до окончания срока подачи документов ещё неделя. Небезосновательно полагаем, что сумеем выполнить государственный план набора студентов для обучения на бюджетной основе, доведённый до нас нашим учредителем и увеличенный по всем формам обучения по сравнению с прошлым годом на 275 мест. Думаем, что и план набора студентов для обучения на внебюджетной коммерческой основе мы также выполним.
    Стоимость обучения на внебюджетной коммерческой основе по сельскохозяйственным и инженерным направлениям установлена на уровне 60 тысяч рублей, по гуманитарным, экономическим - на уровне 44 тысяч рублей в год. Для сравнения: Министерством образования и науки РФ для подведомственных вузов установлена несколько иная стоимость – инженерные специальности имеют планку в 112 тысяч рублей, гуманитарные – около 60 тысяч.

    Могу привести такие цифры, которые отражают динамику приёма студентов на дневное отделение по годам.

    В 2009 году нами принято на первый курс 887 студентов, из них 619 человек бюджетного контингента, в 2010 году – 1056, из них 717 «бюджетников», в 2011-м – соответственно 1326 и 857, а в этом году будет ещё больше.

    Кстати, за последние два года нами открыты несколько новых востребованных абитуриентами специальностей, направлений подготовки и профилей. Среди них такие специальности, как экономическая безопасность, наземные транспортно-технологические средства, такие профили, как технический сервис в АПК, декоративное садоводство и фитодизайн, маркетинг, экономика труда, страхование, и другие.
    Одно из первых напутствий, которое мы даем своим первокурсникам, – учите иностранные языки и оформляйте загранпаспорт. Ежегодно сотни наших студентов в порядке академического обмена выезжают в страны СНГ, Европы, США.

    В настоящее время группа студентов ВГАУ находится на практическом семестре в университете Вайенштефан с последующим теоретическим обучением. Со дня на день группа преподавателей и студентов ВГАУ отправляется в летнюю школу в Пражском университете естественных наук по программе «Модернизация образовательных процессов в условиях создания общеевропейского образовательного пространства». В сентябре состоится поездка преподавателей и студентов гуманитарно-правового факультета в Италию (г. Тренто). На октябрь планируется поездка группы преподавателей и сотрудников факультета ветеринарной медицины и технологии животноводства в Венгрию (университет Св. Иштфана и Капошварский университет). За период летних каникул более 300 студентов агроуниверситета укрепят своё здоровье на побережье Чёрного моря в Болгарии

    Ответить Подписаться