• Митрофан (Краснопольский), православный святой

    Митрофан (Краснопольский), православный святой

    Категории: М..., М...
    Икона священномученика Митрофана (Краснопольского)

    Священномученик Митрофан (Краснопольский) - в миру Дмитрий Иванович Краснопольский родился 22 октября 1869 г. в слободе Алексеевка Бирюченского уезда Воронежской губернии в семье рабочего.

    Отец - каменщик

    Мать - дочь сельского причётника.

    • Был лучшим учеником в сельской школе. Благодаря ходатайству сельского учителя, его определили в Бирюченское духовное училище, где он содержался на средства этого же благодетеля.
    • В 1884 году окончил Бирюченское духовное училище, после чего поступил в Воронежскую духовную семинарию, которую окончил в 1890 году.
    • В 1890 году женился и был рукоположён в сан диакона.
    • В 1893 году умерла его супруга, после чего он избрал монашеский путь и поступил в духовную академию.
    • В 1896 году принял монашество, рукоположён в иеродиакона, с 15 июня 1897 года — иеромонах.
    • В 1898 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
    • С 1898 года — инспектор Иркутской духовной семинарии.
    • С 1902 года — архимандрит, ректор Могилёвской духовной семинарии.
    • 11 февраля 1907 г. - в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Гомельского, викария Могилёвской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и др. иерархи.
    • В 1907—1912 годах — член III Государственной думы от Могилёвской губернии, был председателем противоалкогольной комиссии, членом комиссий: переселенческой, церковной, по народному образованию. Член фракции правых, выступал с речами в защиту интересов православной церкви, в том числе её роли как первенствующей конфессии.
    • В 1908 году стал одним из членов-учредителей Русского окраинного общества.
    • С 3 ноября 1912 года — епископ Минский и Туровский.
    • Духовенство города Минска называло его «стойким борцом за православное дело».
    • Во время Первой мировой войны часто ездил на фронт для поддержания морального духа солдат, неоднократно попадал под обстрел. Развернул широкую благотворительную деятельность по оказанию помощи мирным жителям, оставшимся без крова из мест, захваченных противником, а также по организации епархиальных лазаретов для раненых бойцов. За эту деятельность в 1916 году был награждён орденом Святого Александра Невского.
    Священномученик Митрофан (Краснопольский)

    • С 11 июля 1916 года — епископ Астраханский и Царёвский.
    • Проявил себя энергичным архипастырем, организовал епархиальный лазарет, школу для детей беженцев. Кирилло-Мефодиевскому братству было поручено заботиться о материальном обеспечении бедствующих семей, у которых их кормильцы были призваны в действующую армию. Боролся против сектантства, в январе 1917 года основал курсы для обучения миссионерскому делу в Астрахани и в селе Пришиб Царевского уезда. За очень короткий срок ему удалось объехать Астраханскую епархию и посетить даже те приходы, в которых до него не бывал ни один из астраханских владык.
    • Весной 1917 года либеральная часть духовенства пыталась отстранить владыку от управления епархией. Однако астраханский епархиальный съезд выразил, по существу, полное доверие архиерею и дал ему возможность спокойно продолжать свою архипастырскую деятельность.
    • Принял активное участие во Всероссийском Поместном соборе 1917—1918 годов. Ещё до его начала собирал, кропотливо исследуя и сопоставляя, исторические и канонические свидетельства об институте патриаршества, которые потом легли в основу его доклада Собору о восстановлении Патриаршества.
    • Был избран председателем соборного Отдела высшего церковного управления. 11 октября 1917 года выступил на Соборе с докладом, в котором обосновывал необходимость восстановления института Патриаршества:
    • Учреждением патриаршества достигалась полнота церковного устройства, и полнота государственного управления. Упразднение патриаршества Петром I являлось антиканоническим деянием, Русская Церковь стала безглавна, акефальна. Синод оказался учреждением, чуждым России, лишенным твердой почвы у нас. Мысль о патриаршестве продолжала теплиться в сознании русских людей как «золотая мечта». Нам нужен Патриарх как духовный вождь и руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа, призывал бы к исправлению жизни и к подвигу и сам первый шел бы впереди.
    • Доклад святого Митрофана сыграл значительную роль в том, что 28 октября 1917 года Собор вынес решение о восстановлении Патриаршества.
    • По его инициативе Поместный собор канонизировал священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, убитого разинцами в 1671 году, сделал доклад Собору по этому вопросу. Собор выпустил особое деяние, которое позже было оглашено во всех храмах города Астрахани. Прославление состоялось в Астрахани в мае 1919.
    • В апреле 1918 года возведён в сан архиепископа.
    • По инициативе святого Митрофана в Астрахани 18 февраля был проведён крестный ход по всему центру города. В бывшем губернском саду он отслужил литию на братской могиле погибших во время недавних боёв красноармейцев. Этим архипастырь показал, что церковь с одинаковой скорбью относится ко всем жертвам гражданской войны, независимо от того, к какому они принадлежали лагерю — красных или белых. По словам очевидца: «Это было торжество веры, торжество Православия, которого так боялись творцы новых идей».
    • В 1918—1919 годах продолжился конфликт владыки с либеральной частью клира и паствы, лидером которой стал викарный епископ Леонтий (фон Вимпфен), почитавшегося верующими за его праведную жизнь и подвижничество. Владыка Митрофан выступал против всякого сотрудничества с большевицкими организациями и в связи с этим, против создания в епархии «Духовного Союза православных христиан», который должен был получить официальную регистрацию: «Лучше, — говорил он, — лишиться храмов и совершать богослужение под открытым небом, чем жертвовать христианскою свободой и христианскою истиною, добиваясь регистрации союза в комиссариатах». Конфликт обострялся, и в результате владыка Леонтий был уволен с должности викария Патриархом Тихоном и Архиерейским собором.
    • 25 марта (7 апреля) 1919 года, в день праздника Благовещения, владыка служил в Благовещенском монастыре, где во время проповеди коснулся «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей». После литургии им была отслужена панихида по невинноубиенным. После этого клирики епархии, понимая, что владыке угрожает опасность, стали уговаривать его немедленно покинуть Астрахань. На этот архиепископ ответил:
    • «Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы; на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моем малодушии. Хочу спросить и вас: почему вы не бежите? Значит, вы дорожите свой честью больше, чем я должен дорожить своим апостольским саном? Знайте, я совершенно чист и ни в чем не виноват перед своей Родиной и народом».
    • В ночь на 26 мая (8 июня) 1919 года был арестован чекистами (тогда же арестовали и епископа Леонтия) по приказу Сергея Кирова.
    • Архиереи были обвинены в заговоре против советской власти. Верующие астраханцы пытались добиться их освобождения, но получили отказ от начальника ЧК Атарбекова. Архиепископ Митрофан на всех допросах держался очень уверенно, не поддаваясь ни на какие угрозы и уговоры дать против себя и других привлечённых лиц обвинительные показания.
    • Был приговорён к расстрелу.
    • 23 июня (6 июля) 1919 г., архиепископа вывели на казнь, он благословил расстрельную команду. После этого красноармейцы отказались в него стрелять. Владыку расстреляли чекисты, причём один из них озверел и вырвал ему клок бороды.
    • Известно, что святому Митрофану удалось встретиться перед казнью с епископом Леонтием. Архиереи перед лицом надвигающейся на них смерти, забыв все прежние свои обиды, попросили друг у друга прощение, поклонились друг другу до земли и обнялись.
    • Епископ Леонтий был расстрелян вслед за святым Митрофаном. После расстрела святого Митрофана и епископа Леонтия верующим удалось забрать тела убитых архиереев и совершить погребение. На месте захоронения был поставлен кирпичный памятник, который в 1930 году был разрушен из-за паломничеств верующих. Есть версия, что после войны святой Митрофан и епископ Леонтий были перезахоронены на городское кладбище, где верующие поставили деревянный крест. Местные власти регулярно его уничтожали, но он вновь появлялся на этом месте.
    • В Астраханской епархии существовало почитание погибших. Верующие молились у предполагаемой могилы архиереев в Покрово-Болдинском монастыре.
    • 26-27 декабря 2001 года в Москве состоялось заседание Священного синода Русской Православной Церкви, на котором было решено включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века священномученика Митрофана (Краснопольского).
    • 14 апреля 2002 года в Покровском кафедральном соборе Астрахани состоялось его торжественное прославление.

    Праздники святому Митрофану установлены 23 июня, в Соборе новомучеников и исповедников, с Соборах Белорусских и Воронежских святых

    Собор Воронежских святых - воронежский-край.рф/wiki/s/4348